Лебедка рычажная – 6 советов по выбору
Лебедка – верный помощник автомобилистов и строителей. Сегодня подробнее изучим рычажные лебедки и их устройство. Поговорим о сферах использования, модификациях, тросах и грузоподъемности, а также о монтажно-тяговом механизме.
В строительстве и на бездорожье лебедка – чуть ли не главный инструмент. Помимо популярных барабанных лебедок, есть еще и рычажные. Они компактные и справляются с серьезными нагрузками. Давайте разбираться, какую рычажную лебедку лучше выбрать, чем она лучше барабанной и чем отличается от монтажно-тягового механизма (МТМ).
Как устроена рычажная лебедка?
Конструкция рычажной лебедки простая, потому устройство выходит очень надежным и имеет грузоподъемность вплоть до 5 тонн. Подобрать себе рычажную лебедку можно на сайте компании «Адванта-М Екатеринбург», отфильтровав товары по грузоподъёмности, длине каната и цене. В случае чего, с выбором поможет консультант. Компания напрямую сотрудничает с поставщиками, потому может предложить лебедки без диких наценок. Товар всегда есть на складе, в наличии все необходимые документы.
Конструкция рычажной лебедки включает:
- рама – часть, которая принимает на себя самые большие нагрузки, потому обязательно должна быть выполнена из толстого качественного металла. Минимальная толщина – 3 мм;
- трос протягивается через механизм и позволяет перемещать грузы, вытягивать авто;
- рукоятка, при помощи которой трос протягивается;
- крюки – один, чтобы зацепит груз, и второй, чтобы зацепиться за опору;
- барабан, через который протягивается трос;
- храповый механизм с фиксатором.
В отличие от барабанных лебедок, тут трос не наматывается на барабан, а протягивается через него. Чтобы трос не вытянулся обратно, предусмотрен храповый механизм с опорными зубцами. Человеку надо качать рукоятку, она приводит в действие механизм, который протягивает трос и тянет груз. Механизм хорошо виден на картинке.
Есть еще МТМ, там трос также протягивается, но не через барабан с храповиком, а через двухрычажный протяжный механизм и фиксируется двумя парами кулачков. Часто и то, и другое именуют рычажными лебедками, но неплохо знать разницу.
Обычно в рычажных лебедках длина троса не более 9 м, но этого достаточно и для ремонтно-строительных работ, и для лебежения авто из грязи. Казалось бы, что за надежность отвечает трос, барабан или храповый механизм фиксации, но нет. Критически важна рама, на которую и возлагаются все нагрузки при работе.
Рычажные лебедки компактнее барабанных, их запросто можно возить с собой в багажнике. Они более грузоподъемные и надежные.
Грузоподъемность
Все рычажные лебедки требуют прикладывать мускульную силу, т.е. они все ручные, электрических аналогов нет. И за счет этого также достигаются надежность и невысокая цена. Грузоподъемность рычажных лебедок от 0,8 до 5 тонн.
Выбирать следует, исходя из своих задач, но не берите впритык. Нельзя, чтобы лебедка все время работала на пределе возможностей. Так она долго не прослужит.
Где используют рычажные лебёдки?
Рычажные лебедки имеют массу преимуществ:
- компактные размеры;
- небольшая цена;
- высокая скорость готовности к работе;
- хорошие показатели грузоподъемности;
- надежная конструкция.
Благодаря этому они используются в разных сферах:
- в строительстве для поднятия грузов и их перемещения в горизонтальном направлении;
- на СТО и в гаражах;
- на производстве;
- автомобилисты, которые ездят по бездорожью, обязательно возят с собой лебедку. Можно установить электрическую, а можно положить в багажник рычажную. Оба варианта имеют свои преимущества. Рычажная лебедка подойдет автомобилистам, которые по грязи ездят редко или не хотят на постоянную основу ставить лебедку в бампер. Тем более, при помощи рычажной лебедки машину можно тянуть вперед или назад. Минус – придётся всегда возить с собой, жертвуя местом в багажнике.
Модификации рычажных лебедок
Обычная лебедка уже может тащить груз до 5 тонн, но иногда этого недостаточно, потому в продаже можно встретить различные модификации.
Лебедка с полиспастным блоком
Полиспастный блок – относительно простое устройство, которое позволяет значительно повысить тяговое усилие лебедки. Сам полиспаст – это несколько подвижных и неподвижных блоков с веревкой. В зависимости от конструкции он повышает грузоподъемность в 2, 3 или даже 4 раза. Не самая «сильная» лебедка с грузоподъёмностью 2 т сможет, например, вытянуть застрявший в грязи внедорожник, ведь благодаря полиспасту ее тяговое усилие станет 6 или 8 тонн.
Главный минус – потери в длине троса, ведь с ростом грузоподъемности уменьшается расстояние до груза или авто, которое надо вытянуть. Впрочем, в этом недостатке кроется универсальность рычажной лебедки: когда необходима максимальная грузоподъемность, ставим полиспастный блок, а когда требуется большее расстояние – снимаем его.
Лебедка с телескопической рукояткой
Рукоятка у таких лебёдок может удлиняться и укорачиваться. Зачем это надо? Во-первых, с длинной рукояткой удобнее работать, и нагрузка на руки будет меньше. Во-вторых, конструкция позволяет увеличить тяговое усилие, потому такие лебедки популярны среди автомобилистов.
Умельцы удлиняют рукоятку подручными способами в кустарных условиях. Надежность остается под большим вопросом, потому лучше все же отдать предпочтение варианту от производителя.
Виды тросов
Трос выполняют из волокон, переплетенных между собой. Используют металлические или синтетические волокна (нейлон, полиэстер, капрон).
- Металлический трос крепкий, но опасный в эксплуатации. Во-первых, постепенно отдельные нити металла будут рваться и торчать. Они острые, потому легко поранить руки. Выход – работать с лебедкой только в перчатках. Во-вторых, если трос порвется, то он может перерезать дерево в диаметре 10-15 см. Несложно представить, что будет с человеком. Потому при работе важно использовать тросогаситель – накинуть что-то на трос (хоть куртку или плед), чтобы концы троса далеко не полетели.
- Синтетический трос не такой опасный, более легкий, но стоит дороже и боится абразивных частиц, потому ухаживать за ним сложнее.
Цепи практически не используются, но их можно встретить в талях. Таль чем-то похожа на рычажную лебедку, но ее главное отличие в том, что это подвесное оборудование. Используется только для поднятия и опускания грузов. Лебедка же эффективно справляется и с горизонтальным перемещением.
Монтажно-тяговые механизмы (МТМ)
МТМ – как старший брат рычажной лебедки. Его называют лягушкой и тупасинкой. Канат тут протягивается через механизм с двумя парами зажимов, которые попеременно его фиксируют, барабана нет. Длина каната не ограничена и может достигать 50 м. Рычага два – для прямого и обратного хода.
МТМ используют для корчевания, вытягивания машин, в строительстве, при спасательных работах. Эти устройства более чувствительны к абразивным частицам.
Производители рычажных лебедок
На прилавках масса китайской продукции, не вся оно плохая, есть вполне качественные изделия. Также есть хорошие лебедки от отечественных компаний.
Наиболее популярными считаются такие производители:
- «Зубр» – отечественный производитель, в ассортименте разные лебедки, включая рычажные. При невысокой цене оборудование достаточно долговечное;
- «Калибр» – отечественная компания, работает с 2001 года, выпускает разные лебедки, гордится соотношением цена/качество;
- TOR – международная компания, производство ведется в Китае, продукция продается в России, странах Азии и Европы. На все лебедки распространяется гарантия 2 года;
- Matrix – российский бренд, на рынке с 2001 года, производство находится в Китае, ассортимент широкий. Инструмент бренда используют как домашние мастера, так и профессионалы;
- GEARSEN – пример качественного китайского производства. Бренд предлагает лебедки с грузоподъемностью от 0,8 до 5,4 т;
- Kraft – выпускает запчасти, инструмент, аксессуары и лампы для авто, потому в ассортименте есть и рычажные лебедки. Выбор небольшой, но все сделано на совесть.
В заключение хочется призвать внимательно рассматривать лебедку перед покупкой. Она должна внушать ощущение прочности, не иметь дефектов, а толщина рамы должна быть не менее 3 мм. Сильно экономить не советуем, иначе потом в экстренной ситуации лебедка просто сломается от небольшой нагрузки.